[Памятка для венчающихся]

 Памятка для венчающихся

1. Основные молитвы христиан

Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Молитва последних Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть,что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

2. Подготовка к Таинствам Покаяния и Причащения

А) За несколько дней до Причащения начинаем поститься (говеть). Постимся от 3-х дней до недели (как благословит нас духовник). Пост подразумевает ограничения:
· в пище - не едим скоромное (пищу животного происхождения);
· телесное- супружеское воздержание;
· духовное- поменьше развлечений, оградим себя от пустого времяпровождения. Читаем утренние и вечерние молитвы.
Б) Читаем каноны (начинаем за 1-3 дня, заканчиваем накануне Причащения) из молитвослова:
· «Канон покаянный ко Господу Иисусу Христу»,
· «Канон молебный ко Пресвятой Богородице»,
· «Канон Ангелу-хранителю».
В) Накануне Причащения:
· Примиряемся со всеми.
· На листе бумаги записываем все свои грехи, которые к данному моменту не исповеданы(для памяти).
· Если есть вечернее Богослужение (в субботу оно бывает почти всегда), то надо на нём присутствовать и там исповедать свои записанные грехи, а также какие еще вспомним. Если же накануне нет вечернего Богослужения, то исповедуем грехи на утренней службе в день Причащения.
· Дома прочитываем начало «Последования ко Святому Причащению» до стиха «Прежде Причастия Страшныя Жертвы,Животворящего Тела Владычня…».
· После12 часов ночи: не едим и не пьём, обязательно воздержание от курения.
Г) Утром в день Причащения:
· Прочитываем утренние молитвы и окончание «Последования ко Святому Причащению» (со стиха «Прежде Причастия Страшныя Жертвы,Животворящего Тела Владычня…»).
· Приходим в церковь к началу службы (или исповеди, если она начинается раньше), имея на себе крест.
· Обязательно присутствуем на всей службе, исповедуемся (если не были на Исповеди накануне вечером).Во время Исповеди берём у священника благословение на Причащение.
· В конце Литургии, после пения «Отче Наш…», подходим ближе к алтарю, сложив на груди руки правую на левую. Когда выйдет священник со Святой Чашей, повторяем за ним молитвы. Далее со страхом и трепетом приступаем к Святому Причастию(помоги нам, Господи). Затем идем запивать теплотой.
· После Причастия стараемся хранить благоговейное отношение к принятой святыне, святость в делах и в мыслях.
Д) Если вы планируете собороваться, то необходимо до или после таинства
Соборования поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Примечания.
1). В нашем храме Литургия и Причастие совершается почти каждый день. Детей до 7 лет можно причащать без исповеди и поста, примерно в 9 ч 45 мин (желательно натощак).
2). Не забывайте почаще причащать детей, внуков и крестников.
3). В Великий Пост Причастие обычно совершается: в среду и пятницу – для всех, кроме для детей до 7 лет (т.е. младенцев); в субботу и Воскресение – для всех.
4). Обязательно уточните день и время Литургии по расписанию, так как возможны изменения.

3. Таинство Покаяния

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
(Евангелие от Матфея, гл. 4, стих 17).
Православные христиане всех времен очищают душу от греха, проходя через особое Таинство Покаяния, установленное самим Иисусом Христом.
Для очищения души в Таинстве покаяния необходимо:
1) Осознание своих грехов и сокрушение сердца (одного только осознания не достаточно).
2) Выявление первопричин своих грехов.
3) Чистосердечная исповедь священнику как преемнику Божию, с намерением больше не грешить. Только священнику дана власть от Бога прощать грехи.
Покаянная исповедь помогает приступить к Святому Причастию - достойно принять Тело и Кровь Христову. Соединение со Христом несет неизреченный покой душе, любовь и примирение со всеми. Так испокон веков Церковью Христовой формировался духовный строй благочестивых поколений, миролюбие, терпение, здоровье.
Для того, чтобы очистить тело от грязи,мы пользуемся водой и мылом. Нам тяжела нечистота телесная. Для того, чтобы очистить душу от духовной грязи, то есть освободить ее от тяжести и угрызений совести, которые возникают как результат совершенных грехов (неправильной жизни), Церковь предлагает ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ. Это духовная баня нашей духовной нечистоты.
Священнику дана власть от Бoгa «вязать и решить наши грехи». «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий, кто сподобляется смыть свои грехи в Таинстве покаяния и очистить совесть. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись, христианин. Помни,что ничто нечистое в Царствие Небесное не входит.
С верою и надеждой подходя к исповеди,проверь себя, христианин:

Не хулишь ли Бога. Имеешь ли страх Божий. Печешься ли о своем спасении.
Носишь ли крест на груди.
Не осуждаешь ли священников, монашествующих и других духовных лиц.
Соблюдаешь ли посты.
Посещаешь ли Богослужения в выходные дни и в праздники.
Не нарушаешь ли данных тобою обетов.
Любишь ли ближнего как самого себя.
Помогаешь ли ближнему.
Не осуждаешь ли ближнего.
Оказываешь ли ближнему сострадание
(а также сострадание бездомным и больным животным и птицам).
Посещаешь ли больных в больнице и на дому.
Подаешь ли нищим и убогим от избытка своего.
Не делаешь ли добрых дел напоказ.
Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености.
Бережешь ли, ценишь ли чужой труд, плоды труда, время свое и чужое.
Почитаешь ли старших, родителей. Не оскорбляешь ли их.
Воспитываешь ли детей в Боге. Молишься ли за них.
Молиться ли за наставников, сродников, ближних (живых и усопших).
Хранишь ли целомудрие до брака. Не изменяешь ли мужу (жене). Благословлен ли Богом твой брак (совершено ли Таинство Венчания).
Не убиваешь ли во чреве младенца (аборты, спирали, таблетки и иные средства). Не даешь ли таких советов (косвенное убийство во чреве).
Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями.
Не принимаешь ли участия в иных извращениях телесных. Не услаждаешься ли непристойными изображениями.
Не распеваешь ли непристойные песни. Не участвуешь ли в непристойных танцах. Не обольщаешь ли кого непристойным соблазнительным поведением и одеждой.
Не упиваешься ли вином. Не куришь ли.
Не употребляешь ли наркотические средства.
Не сквернословишь ли.
Не рассказываешь ли непристойные анекдоты.
Не имеешь ли иных вредных привычек.
Не играешь ли в карты и иные азартные игры, включая компьютерные и игры в игровых автоматах.
Не гадаешь ли на картах, или по руке, или иным способом.
Не ходишь ли за помощью к ворожеям, гадалкам, бабкам, экстрасенсам, астрологам, гипнологам и т. д.
Не принимаешь ли какого колдовства и чародеяния (приемы белой и черной магии, гипноз, спиритизм, лозоходство как разновидность спиритизма и т. д.).
Находясь о лоне христианской церкви, не обращаешься ли к иным религиям.
Не проклинаешь ли детей, близких. Не гневаешься ли напрасно. Не злопамятствуешь ли. Не воздаешь ли злом за зло. Не лжешь ли. Не лжесвидетельствуешь ли. Не клевещешь ли. Не крадешь ли. Не берешь ли чего казенного. Не имеешь ли пристрастия к роскоши и вещам.
Не имеешь ли пристрастия к еде (чревоугодие, тайноядение, лакомство).
Не празднословишь ли (пустые разговоры).
Не издеваешься ли над слабым и беспомощным. Не обижаешь ли кого. Не убиваешь ли напрасно скота, птицы, насекомых.
Несешь ли терпеливо свой крест и скорби.
Любишь ли врагов своих. Молишься ли за нападающих и гонящих тебя.
Не согрешили ли гордостью, самомнением, тщеславием, славолюбием.
Не согрешили ли делом, словом, помышлением, зрением, слухом, осязанием и всеми своими чувствами.
Не согрешили ли леностью, небрежением в исполнении своих обязанностей.
Не согрешили ли небрежением в молитве, непочитанием Святых и Матери Божией.
Не согрешили ли маловерием и унынием.
Не согрешили ли недостойным Причащением Святых Христовых Тайн, приступая к ним без приготовления, без сокрушения, без страха Божия. Забывая, что Святое Причастие - это огонь, попаляющий наши грехи. Забывая, что в Таинстве Причастия мы соединяемся с Самим Господом, незримо сошедшим с небес и претворившим хлеб и вино в Тело и Кровь Христову.

Не совершайте грех убийства своего ребенка! Аборт - убийство!
Врачи говорят, что смерть - вполне вероятный исход для женщины, совершившей аборт.
Аборт, кроме того, обязательно скажется на здоровье последующих детей. Но самое главное - убийство нерождённого ребенка является смертным грехом, за который родители будут нести ответ перед Богом.Поэтому не удивляйтесь, если после прерывания беременности распалась семья,началась тяжелая болезнь или произошло другое несчастье. Не удивляйтесь. Это следствия детоубийства Материальное благополучие не может быть построено на крови.Аборт - всегда ложный шаг. И если Вы совершили эту ошибку, то покайтесь в ней.

Побойтесь Бога!

Грех детоубийства лишает родителей благодати Божией.
В древности за такое деяние мать отлучали от Церкви на 20 лет наравне с убийцами. Поскольку неродившийся человек,как и взрослый, имеет свою бессмертную душу, то после смерти произойдет встреча родителей с душами убитых ими детей.

Берегитесь «целителей»

Берегитесь «целителей», астрологов, экстрасенсов,гипнотизеров, людей, занимающихся снятием «порчи и сглаза», колдовством,гаданием, йогой, белой и черной магией, знахарством, психотерапией,аутотренингом, дианетикой и т.д. - обращение за помощью к ним приводит к углубленному общению с падшими духами (бесами), делает Вас повинными в смертном грехе прямого общения с невидимыми бесами.
Истинное целительство, прозорливость - это удел святых и праведников и даются только православным подвижникам в подвиге смирения, поста,молитвы, это есть дары Святого Духа, и только воля Божия определяет получение таких даров. Причина же всех болезней - наши грехи. Живите с Богом по Его заповедям в лоне единственной Его Церкви - Православной, участвуйте в Таинствах Церковных. Исцеление от греха есть исцеление души, что способствует и исцелению от болезней.

Что такое кодирование?

Оно действует практически безотказно, не требует усилий воли со стороны кодируемого. Так в чем же его несогласие с Православием?
В кодировании парализуется свободная воля человека, которую не ущемляет даже Сам Бог. Здесь же эта воля подавляется со стороны «врача»-гипнотизере или «целителя».
Человек на определенное время избавляется от того или иного порока под действием психологического влияния «врача». Все это можно определить понятием страха. В итоге, по истечении установленного срока, кодируемый вновь становится подвержен прежнему пороку или страстям и, таким образом, не избавляется от зависимости и чаще впадает в более тяжкую зависимость (которая разжигается ещё и воздействием падших злых сил - бесов).
По-христиански же, человек должен сам осознать свой порок, и свою свободную волю направить к его исправлению, и в первую очередь внутренне бороться с грехом. В этой борьбе без благодатной помощи Божией не обойтись.
Человек склонен ко греху. И если мы воздерживаемся в слове и деле, то в помышлении нам воздержаться без помощи Божией невозможно. Глубины мысленной грязи бездонны. Именно мысленная нечистота толкает нас на скверные дела и слова. Наши помыслы полностью открыты Господу, святым и ангелам. Если мы не научимся чисто мыслить здесь, на земле, то на небесах наша нечистота обнаружится перед всеми.
Мы постоянно осуждаем, забывая о том, что творящий суд в той же мере строгости будет спрошен за свои дела. Осуждающий «за глаза» ближнего своего, есть ли у тебя смелость высказать свое недовольство «в глаза» и обличить? Окажешься ли ты прав? Хватит ли у тебя сил устоять перед подобным испытанием, за которое ты осудил? Не берешь ли ты чужие грехи на себя? Помни,осуждающий, Господь одинаково спросит с обоих. С одного спросит за совершенный грех, а с другого - за дерзость взятых на себя полномочий суда. Дерзающий судить - ты видишь только как ближний падает во грехе. Но ты не видишь, как плачет и сокрушается в покаянии его сердце.
Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими.Труднее всего осознает свою нечистоту человек горделивый. Таковые не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.
Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые Дела- с чистым ли сердцем и любовью творили мы их? Господь всегда видит сердце твое, христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение,терпение или раздражение?
Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает,каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придет за нами,чтобы повести нас на Высший суд. Белые или черные крылья будут за его спиной?
Помни, христианин: разбойник, что висел рядом с- Христом на кресте, покаялся со смирением и вошел в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал учителя и,не раскаявшись, по гордыне своей пошел во ад. Пути Господни неисповедимы.
Верь, христианин, Господь укрепляет всякого приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.
Перед Исповедью и Причащением необходимо простить всех обидящих и ненавидящих нас. И только тогда мы можем просить у Господа прощения своих грехов.

4. Памятка для новобрачных

Приходящие в храм на Таинство Венчания должны иметь:
1.      Православное вероисповедание.
2.      Свидетельство о гражданском браке или выписку о дате регистрации в ближайшее время.
3.      Родительское благословение.
4.      Исповедь и Причастие перед Венчанием (или накануне) в нашем храме.
5.      Икону Спасителя со стороны жениха.
6.      Икону Пресвятой Богородицы со стороны невесты.
7.      Обручальные кольца.
8.      Нательный крест у каждого на груди, без лишних украшений.
9.      Две венчальные свечи (хранятся до конца жизни).
10. Два носовых платка (чтобы держать свечи).
11. Плат под ноги белого или розового цвета, длиной 1,2 - 1,5м.
12. Свечи и носовые платочки для свидетелей и приглашенных.
13. Одежду, соответствующую церковному благочестию и христианским нормам:
для жениха - брючный костюм;
для невесты - допустимой длины платье или костюм с закрытыми плечами и без больших вырезов впереди и сзади; отсутствие косметики (особенно на губах) и длинных ногтей. Невеста в день венчания должна быть в чистоте.
14. Свидетельство о том, что они прослушали две обязательные беседы перед Венчанием, где дается информация, связанная с Венчанием (в Воскресение с 13.00 до 15.00 и в среду с 18.00 до 20.00).

Считается неприличным входить в храм женщинам в брюках или в платье с обнаженными плечами и без покрова на голове, а мужчинам - в шортах и футболке, а также - выходить из храма до окончания Венчания.

5. Семья - малая Церковь

        И вот Таинство совершилось, благодать дана, теперь у новой семьи есть Ангел-хранитель. Что же такое христианская семья по замыслу Божию?
        Венчаясь, супруги соединяются навечно не только друг с другом, но и со Христом, а Христос является главой Церкви. «Тайна сия велика есть», - говорит апостол, указывая как на непостижимость этого союза, так и на союз мужа и жены (Ефес.5: 23,31-32).
        С этого момента семья становится малой Церковью и школой любви. Здесь имеется ввиду не плотская любовь, а любовь, о которой пишет апостол Павел в послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, ...,не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, ... все переносит, любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8).
        Не расторгайте союза со Христом, тогда и ваш союз будет нерасторжим. Трудности в семейной жизни неизбежны. Они возникают от нашей греховности, нашего несовершенства, а если супруги стараются жить благочестиво, то и от диавольских искушений. Семья - это школа, в которой человек учится преодолевать свой эгоизм, свою гордость, учится терпеть, смиряться, жертвовать собой, своими интересами ради любимого человека. Каждый из супругов является крестом для другого, и этот крест необходимо нести с молитвой и покаянием. А это есть подвиг, который невозможен человеку без помощи Божией. Тут и придет вам на помощь Церковь, в которой есть все необходимое для внутреннего совершенствования человека. И в этом смысле семья - это путь спасения души, путь с Богом и к Богу.
        Нужно стремиться ввести свою жизнь в церковное русло, то есть жить по правилам Святой Церкви. В семье должна быть совместная духовная жизнь (именно этим отличается венчанный брак от невенчанного):
·         совместная молитва - утренние и вечерние молитвы желательно читать вместе, ибо, по Слову Божию, «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20);
·         совместное посещение богослужений; пусть церковные праздники станут вашими семейными праздниками;
·         совместное соблюдение установленных постов;
·         чтобы посты не были диетами, нужно стараться вместе подготовиться к исповеди и причастию, испросив перед исповедью прощение друг у друга. 

        Если так жить, у вас будет един дух, и ваша любовь будет становиться все более духовной, христианской, ведь она будет подкрепляться общей привязанностью к Церкви и любовью к Богу.
        В Таинстве Брака супруги обещают друг другу взаимную верность на всю жизнь. Чистота брака не устарела и не должна быть забыта. Брак установлен Господом, чтобы ограничить греховную природу человека, не дать плоти взять верх над духом человека. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа», - учит апостол Павел (1 Кор. 7, 2).
        Ограничение плоти и рождение детей являются благими последствиями брака.
        Отец и мать несут ответственность перед Богом за воспитание своих детей. Ответственность родителей начинается еще задолго до вступления в брак. Ибо все страсти, пороки, которым подвержены родители, могут сказаться и на детях. Необходимы молитва и покаяние. Очень важно время, когда женщина вынашивает ребенка - ее душевное состояние, все мысли, переживания. Нужно ограждать себя от всяких негативных ситуаций, чаще молиться и посещать храм.
        Воспитывать детей трудно. Но именно эти трудности должны побуждать родителей чаще обращаться к Богу: «Без Меня не можете делать ничего», - предупреждает Спаситель (Ин. 15, 5). Большое значение имеет материнская молитва за детей. И, конечно, сами родители должны показывать детям пример доброй и согласной жизни. 

6. Об обязанностях мужа и жены

О взаимоотношениях мужа и жены апостол Павел говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья,любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Ефес. 5, 22-33).
        Но слово «боится» надо понимать не в житейском смысле рабского страха, а в религиозном, то есть бояться обидеть,доставить неприятность, чего-то не выполнить. Бог разделил деятельность мужа и жены: жене вверил управление домом, а мужьям предоставил все гражданские дела.Очень важно, чтобы каждый сам первым исполнял свои обязанности, а не требовал этого прежде от другого. Это служит основанием мира и согласия в семье.

7. Символ Веры

 1).    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
 2).    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
 3).    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
 4).    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
 5).    И воскресшаго в третий день по Писанием.
 6).    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
 7).    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
 8).    И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
 9).    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10).    Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
11).    Чаю воскресения мертвых,
12).    и жизни будущаго века. Аминь.

Толкование Символа Веры

Подробное толкование Символа веры дается в катехизисах.
Символ веры состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры.
1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
1 Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
Я верую во единого Бога Отца: верю, что Бог всё содержит в Своей власти и всем управляет, что он сотворил небо и землю, видимый и невидимый мир. Этими словами мы говорим о том, что мы уверены, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная вселенная создана Богом. И мы всем сердцем принимаем эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему.
Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.
2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.
2 И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не созданного, одного существа со Отцем, чрез Которого всё сотворено.
Я верую, что Господь наш Иисус Христос - это Тот же Единственный Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени ещё не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.
Имже вся быша означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Это означает, что мир сотворен единым богом - Святой Троицей.
3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
3 Для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком.
Я верую, что Он для спасения нашего рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. Стал Богочеловеком.
Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, - так как она Матерь Самого Господа.
4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребена.
4 Распятого за нас при Понтие Пилате, и страдавшего и погребённого.
Я верую, что Господь Иисус Христос во времена римского правителя Иудеи - Понтия Пилата - был распят на кресте за нас, людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.
Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода.
5 И воскресшаго в третий день по писанием.
5 И воскресшего в третий день согласно с писаниями (пророческими).
Я верую, что Он воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Господь Иисус Христос по-настоящему умер за нас - как Истинный Бессмертный Бог, и поэтому Он воскрес!
Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, то потому и сказано: "по писаниям". Слова "по писаниям" относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Символа Веры.
Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, именуемый с того времени "Воскресеньем". Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.
6 И восшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.
6 И восшедшего на небеса и седящего одесную Отца.
Я верую, что Господь Иисус Христос в сороковой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону) Бога Отца.
Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.
"Седящаго одесную Отца" означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.
Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное, с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царствии Божием, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.
7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.
7 И опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых, царству Которого не будет конца.
Я верую, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.
Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли.
По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.
8 [Верую] И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
8 И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, покланяемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
Иже от Отца исходящаго - Который исходит от Отца; Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима - Которому следует поклонятся и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. Глаголавшаго пророки - говорившего через пророков.
Я верую, что третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Верую, что Дух Святый - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям. Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном и Ему следует также поклонятся и прославлять Его. Верую и в то, что Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все священные книги.
Говорим мы здесь и о главном в нашей вере - о тайне Святой Троицы: наш единый Бог - это Отец, и Сын, и Дух Святой.
Дух Святый открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.
9 [Верую] Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь.
9 Во единую, святую, вселенскую и апостольскую Церковь.
Я верую в единую, Святую, Соборную (в которой участвуют все верующие), основанную апостолами Церковь.
Здесь мы говорим о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.
Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во едину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью разумеются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божиим.
10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.
10 Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Я признаю и открыто объявляю, что для духовного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение.
В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.
Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.
Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.
11 Чаю воскресения мертвых.
11 Ожидаю воскресения мёртвых.
Я с надеждой и уверенностью ожидаю (чаю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять соединятся со своими телами и все умершие оживут.
Воскресение мертвых последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые, будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно, из тленного обратится в нетленный.
12 [Чаю] и жизни будущаго века. Аминь.
12 и жизни будущего века. Аминь.
Я ожидаю, что после воскрешения мертвых совершится суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость соединения с Богом. Слово Аминь означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина нашей веры и никем не может быть изменена.

8. Десять Заповедей Закона Божия
(Библия, книга Исход, глава 20. Заповеди приводим в синодальном переводе)

1.       Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя человеку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священнном Писании; никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.
2.               Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть поклоняющиеся какой бы то ни было твари как Истинному Богу. Кроме грубого идолопоклонства есть еще более тонкие грехи против второй заповеди; это: любостяжание, чревоугодие, гордость, к которой относится также тщеславие.
3.        Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрасно, то есть без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более употреблять его для подтверждения какой-либо лжи.
4.        Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Эта заповедь повелевает нам как в день воскресный, так и во всякие праздники посещать храмы Божий для воздаяния Богу той чести, которую тварь обязана воздавать Творцу, не отлагая сего ни по каким причинам, кроме тяжкой болезни. Против сей заповеди грешат те, кто из-за лености или других причин не посещают храмы Божий, а также те, кто посещают храмы без благоговения. Те же, кто в праздники позволяют себе нескромные зрелища и развлечения, весьма оскорбляют святость праздников.
5.       Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Эта заповедь учит нас искренне и нелицемерно любить и почитать своих родителей, им во всем повиноваться, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именем родителей следует также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо родителей: государственная власть и Отечество, пастыри и учители духовные, старшие по возрасту, благодетели, начальствующие.
6.    Не убивай.
Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства, есть убийство духовное. Род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совращает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Когда запрещается наносить вред жизни ближнего, то тем самым повелевается, насколько возможно, беречь его жизнь и благосостояние. В этой связи мы должны делать следующее: помогать бедным, служить больным, утешать печальных, облегчать положение несчастным, быть милосердными, со всеми обходиться кротко, с любовью и назидательно. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают свое здоровье или безрассудно лишают себя жизни.
7.    Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещается всякое греховное угождение плоти.
8.    Не кради.
Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи насилием явно; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью, обманом; святотатство, или присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви; мздоимство (взяточничество). Когда запрещаются эти грехи, то через это предписываются следующие добродетели: бескорыстие, верность, правосудие, милосердие к бедным.
9.    Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближнего и также всякая другая ложь. Запрещается под наименованием ложного свидетельства: ложное свидетельство судебное; ложное свидетельство, кроме суда, когда на кого-либо клевещут заочно или кого-то в лицо порицают несправедливо.
10.      Не желай до́ма ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего.
В предыдущих заповедях запрещалось вредить ближним делом или словом, а десятая заповедь воспрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди. Десятая заповедь налагает на нас следующие обязанности: хранить чистоту сердца, быть всем довольным.

9. Девять Заповедей Блаженств
(Библия, Евангелие от Матфея, глава 5, стихи 3-12. Заповеди приводим в синодальном переводе)

        Чтобы утвердиться в надежде вечного спасения, к молитве нужно присоединять собственный подвиг для достижения блаженства. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в Его заповедях о блаженстве. Таких заповедей девять:

1.   Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2.   Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3.   Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4.   Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5.   Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6.   Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7.   Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8.   Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9.   Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Толкование Заповедей Блаженств

1.      Желающие блаженства должны быть нищими духом. Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение: все, что мы имеем, дарует Бог, и ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом, считать, что мы - ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, нищета духовная есть смиренномудрие.
2.      Желающие блаженства должны быть плачущими. Плачущие - это те, кто сокрушаются и плачут в раскаянии о грехах своих, то есть сокрушаются о том, что они недостойно служат пред Богом и своими грехами оскорбляют Его величие и заслуживают Его гнев. Плачущие утешатся, то есть получат прощение грехов и успокоение совести.
3.      Желающие блаженства должны быть кроткими. Кроткие - это такие люди, которые стараются, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться. Это незлобивые, терпеливые в отношении друг к другу, не ропщущие на Бога люди. Кроткие наследят землю, то есть Царство Небесное.
4.      Желающие блаженства должны быть алчущими и жаждущими правды. Алчущие и жаждущие правды - это те, которые, подобно пищи и пития для тела, желают спасения для души - оправдания через веру в Иисуса Христа. Алчущие и жаждущие правды насытятся, то есть получат желаемое ими оправдание и спасение.
5.      Желающие блаженства должны быть милостивыми. Милостивые - это те, которые оказывают милость и сострадание ближнему, или, иначе говоря, которые творят дела милосердия. Дела милости телесной следующие: алчущего напитать, жаждущего напоить, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти, странника принять в дом и предоставить отдых, погребать умерших в убожестве (в бедности, нищете). Дела милости духовной следующие: увещанием обратить грешника от ложного пути, неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамеченной им опасности, молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от всего сердца прощать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут. Здесь подразумевается помилование от вечного за грехи осуждения на Суде Божием.
6.      Желающие блаженства должны быть чистыми сердцем. Чистота сердца - это не совсем то же, что чистосердечие. Чистосердечие, или искренность, согласно которой человек не показывает лицемерно добрых расположений, не имея их в сердце, но добрые расположения сердца проявляет в добрых поступках, есть только низшая степень чистоты сердца. Высокой степени чистоты человек достигает постоянным и неослабным подвигом бдения над самим собой, изгоняя из сердца своего всякое незаконное желание и помышление и всякое пристрастие к земным предметам и непрестанно сохраняя в сердце памятование о Боге и Господе Иисусе Христе с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога, то есть получат высочайшую степень Вечного блаженства.
7.      Желающие блаженства должны быть миротворцами. Миротворцы - это те люди, которые живут со всеми в мире и согласии, всем прощают обиды и стараются по возможности примирить и других ссорящихся между собой, а при невозможности — молить Бога об их примирении. Миротворцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию, пришедшему на землю примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.
8.      Желающие блаженства должны быть готовыми потерпеть гонение за правду. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений им обещается Царство Небесное.
9.      Желающие блаженства должны быть готовыми претерпеть всяческие поношения, бедствия, самую смерть за имя Христово. Подвиг, согласно этой заповеди, называется подвигом мученическим. Господь обещает за этот подвиг великую награду на Небесах, то есть преимущественную и высокую степень блаженства.

10. Православная литература о семье и воспитании детей

1.      Монахиня Нина (Крыгина) (в миру профессор, кандидат психологических наук). Циклы лекций и передач на семейную тему.
2.      Священник Илия Шугаев: «Один раз и на всю жизнь», а также проповеди, беседы, лекции о семье.
3.      Паисий Святогорец «Семейная жизнь».
4.      Игумен Георгий (Шестун) «Православная семья».
5.      Флоренская Т. А. «Мир дома твоего».
6.      Пестов Н. Е. «Современная практика православного благочестия. Т2. Гл. Христ. воспитание детей».
7.      Игумен Евмений. «Аномалия родительской любви».
8.      Святая царица-мученица Александра Федоровна Романова. «О браке и семейной жизни».
9.      Митрополит Антоний Сурожский. Беседа «Брак — таинство любви».
10.  Сборники изречений святых отцов: «Как создать православную семью» (250 мудрых советов мужу и жене); «Как воспитать ребенка православным» (300 мудрых советов родителям); «Душевный лекарь» (советы обо всем).
11.  Киркос Р. Ю. (правосл. педагог) «Православное воспитание детей дошкольного возраста».
12.  Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский «О воспитании детей».
13.  Наталья Соколова (жена священника, мать пятерых детей) «Под кровом Всевышнего» (о жизни православной семьи с её радостями и горестями, о христианском воспитании детей).
14.  Еремеева В. Б., Хризман Т. П. «Мальчики и девочки: два разных мира».
15.  Многочисленные источники в интернете.

11. Контакты


Адрес Храма
603146, г. Нижний Новгород, ул. Бекетова, д. 69/1. Храм в честь Владимирской Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества
Телефон Храма
461-36-85
Страничка в Интернете
hramvoin.blogspot.ru, а также nne.nagorn.ru
Телефон катехизатора
8-910-891-6406 (Олег)
Православный телефон доверия Нижегородской епархии
(831) 246-69-91 (с 09.00 до 21.00)
Проезд
Любым видом транспорта до остановок «Улица Головнина» или «Советская площадь»

Дата последнего изменения: 28 января 2024 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий